В автомобиле любая мелочь важна, но тормозная система, рулевое управление и состояние колес – особенно. Иначе беды не избежать. Как же правильно менять колеса. И когда?
Излишняя суета в этом деле тоже вредит. Если вы приметесь менять колеса, когда в этом нет надобности, станете откручивать и закручивать колесные болты, что есть дури, благо матушка-природа силушкой не обделила, колесные диски просто деформируются. По правилам, болты у колес нужно закручивать динамометрическим ключом. Но, кто же будет это делать?! Во-первых, такой ключ денег стоит, а во-вторых, раз продают баллонный ключ, значит, им допускается закручивать, производителю видней. Ну, баллонный, так баллонный, вот только трубу на него не нужно надевать, удлиняя рычаг.
Когда нужно менять колеса
Специалисты советуют ездить до тех пор, пока покрышки не достигнут степени износа, близкой к предельной. Исключение делается для «переобувания» с летней резиной на зимнюю и наоборот. Ну, специалисты специалистами, а свою голову на плечах тоже нужно иметь не только для того, чтобы шапку носить. Если покопаться в нормативных документах, то можно найти минимально допустимую высоту протектора. По идее, остановивший вас инспектор ГИБДД может измерить высоту протектора, и если она не соответствует норме, даже выписать штраф. Но на практике сотрудники ДПС и ГИБДД считают, что это «не царское дело», поскольку есть много более серьезных нарушений, до которых, при желании, можно «докопаться», чтобы пополнить свой бюджет.
Поэтому допускаем предельный износ. Но только летом. Зимой на «лысой» резине ездят исключительно сумасшедшие. Бывает, что протектор еще ого-го, а сбоку на покрышке вылезла «грыжа». Это плохой признак. Стенка выпуклости утончается и при нагрузке может лопнуть в любой момент. По городу на такой резине еще можно неспешно передвигаться, но, если вы планируете ехать по трассе, меняйте такое колесо без раздумий. Прокол или сквозной разрез – тоже причина для срочной «переобувки».
Что требуется для замены колеса
Не перестаю удивляться безалаберности водителей, которые ездят без насоса, домкрата и «запаски». И если первые два предмета можно раздобыть, надеясь на «водительское братство», что в современных условиях срабатывает далеко не всегда, то запасное колесо вам вряд ли отдаст незнакомый водитель. Тут нужно или друзьям звонить, отвлекая их от дел, или вызывать эвакуатор, что дорого. Поэтому возьмите за правило всегда иметь при себе:
· «запаску»;
· баллонный ключ;
· домкрат;
· насос с манометром;
· два «башмака» (клинья из бруса);
· две подставки под домкрат (деревянные дощечки);
· перчатки.
Где и как менять колесо
Место должно быть безопасным, а участок дороги – ровным. Бывают случаи, когда колесо приходится менять прямо на дорожном полотне. Не забудьте при этом выставить аварийный знак, и одним глазом все равно наблюдайте дорожную обстановку. «Береженого бог бережет» - поговорка как раз для такой ситуации. Во время работы помните о соблюдении правил техники безопасности. Под болты лучше иметь коробочку. Подойдет и перевернутый колесный колпак. Если бросать крепеж на землю, резьба забьется грязью. А это чревато неприятностями в будущем. Болт может закиснуть и открутить его станет большой проблемой с вашим баллонным ключиком. А набор головок в багажнике водители возят далеко не всегда.
Если болт открутить не удается, найдите удлинитель для баллонного ключа в виде трубы. Закручивать таким способом болт нельзя, о чем было сказано выше, а откручивать можно. Снятое колесо никогда не прислоняйте к машине. Во-первых, оно может поцарапать лакокрасочное покрытие застрявшим в протекторе камушком или металлической стружкой. Во-вторых, колесо может упасть и ушибить вас. Поэтому лучше, когда оно лежит плашмя, рядом с машиной. На него и присесть можно, если что. Пользуясь штатным домкратом, который продавался вместе с автомобилем, можно быть уверенным в целостности машины. Но, если домкрат другой, обязательно подкладывайте под порог дощечку. У авто с возрастом пороги ослабевают и повредить их при замене колеса довольно легко. При этом можно еще и себе травму нанести.
Порядок действий
Перед заменой колеса автомобиль нужно обездвижить, чтобы он не откатывался. Одни для этого затягивают «ручник», другие ставят машину на первую передачу. Для подстраховки под задние колеса, если меняете переднее, нужно положить клинья-упоры и слегка дослать их под колеса молотком или ногой. Достаем запасное колесо. Устанавливаем домкрат. Если замена производится на грунте, потребуется подпятник в виде металлической пластины или дощечки. Такую же дощечку прокладываем между порогом и домкратом. Авто слегка поддомкрачиваем. Затем ослабляем колесные болты. (На висящем колесе это сделать сложнее). Поднимаем машину, убеждаемся, что колесо вывешено, откручиваем болты (последним – самый верхний), снимаем колесо, кладем плашмя на землю. При демонтаже колеса руки должны быть разведены в стороны. Беритесь за покрышку с боков, а не снизу и сверху, во избежание травмы.
Теперь ставим запасное колесо. Болты предварительно смазываем литолом, чтобы в следующий раз не возникало проблем с откручиванием. Первым наживляем верхний болт, затем остальные. Затягиваем крепеж баллонным ключом крест-накрест, а не по кругу. Сильно затянуть не пытайтесь, все равно не получится. Прокрутите колесо, убедитесь в его правильной центровке. Ослабьте домкрат, выньте его из-под машины. Затяните окончательно болты. Уберите из-под колес клинья. Проверьте давление в камере. При необходимости подкачайте колесо. Убедитесь, что ниппель не пропускает. Закрутите колпачок ниппеля. Установите на место защитный колесный колпак. Уберите снятое колесо и инструмент в багажник. Ну, вот, теперь можно двигаться дальше. Счастливого пути!
Михаил Воронцов