Такое явление, как кулинарный туризм, родилось достаточно давно. Ведь еще много столетий назад купцы посещали другие страны, чтобы привезти домой различные заморские лакомства.
На сегодняшний день этот вопрос, конечно же, решен. Каждый супермаркет полнится продуктами с разных континентов планеты. Но, несмотря на такое изобилие, немалое количество туристов и путешественников отправляются в другие страны, чтобы непосредственно на месте отведать национальную кухню, попробовать уникальные блюда какого-либо знаменитого кулинара, продегустировать вино прямо на винном заводе. Многие специалисты в сфере туризма не без основания считают, что кулинарный туризм займет на мировом рынке одно из ведущих мест.
Разумеется, любой человек, прибывший в другую страну, сталкивается с национальной кухней, независимо от цели своей поездки, посещая кафе, местные отели и рестораны. И понятно, что впечатление о той или иной стране будет в немалой степени зависеть от полученного опыта. Если местные блюда придутся туристу по вкусу, он с большой долей вероятности расскажет об этом близким и друзьям. В случае же, если еда будет низкого качества или произойдет расстройство желудка, то такой неприятный момент может оттолкнуть туристов от посещения подобных мест. Потому и стараются повара и кулинары, чтобы не ударить в грязь лицом.
Данное обстоятельство придает национальной кухне особую ценность, являясь важной составной частью туристического продукта. Само понятие «кулинарный туризм» ввел более 10 лет тому назад Луси Лонг – профессор университета в американском штате Огайо. Сегодня этот термин повсеместно применяется в туристическом продукте разных стран мира. Нельзя не упомянуть очень популярный в наше время винный и пивной туризм, когда путешественники знакомятся с традициями виноделия и пивоварения других стран, а также дегустируют и сам продукт. Эта ниша может стать особо популярной в силу некоторых объективных причин.
Следует помнить, что напитки и питание во время путешествия являются очень важным аспектом, влияющим на качество всего мероприятия в целом. И путешественники, которые посещают страну с отличной национальной кухней, будут формировать дальнейший поток туристов, а значит, приносить стране весомую прибыль в плане туристического бизнеса. Иначе говоря, туристы, главной целью которых является кулинарная направленность, будут заинтересованы чаще приезжать в страну с понравившейся национальной кухней.
Кулинарный туризм преподносит путешественникам все богатство традиций разных народов. При знакомстве с местной национальной кухней, туристы узнают много нового о культуре, фольклоре, способе производства различных продуктов питания в той или иной стране. Не нужно забывать и о связи кулинарного туризма с производством продуктов питания, выращенных экологически чистым способом. Конечно же, кулинарный туризм не может быть ограничен лишь потреблением блюд одной национальной кухни. Практически каждая страна мира имеет в своем арсенале престижные рестораны, представляющие самые разнообразные кухни.
Например, гурманы, имеющие достаточный опыт пребывания в определенной стране, салаты и блюда из мяса едят в одном заведении, дары моря – в другом, а отведать десерт отправляются в третье. Есть еще один очень привлекательный фактор, когда в кулинарный процесс вовлекается сам турист, которому предлагают посетить мастер-классы или пройти своеобразные курсы, где желающих знакомят с особенностями национальной кухни. Кулинарный туризм не зависит от времени года. Любители такого путешествия успешно совмещают его с посещением театров, музеев, фестивалей. Турфирмами нередко формируются подобные туры с учетом кулинарной и культурной направленности.
Сначала турист должен ознакомиться с кругом дегустационных точек и ресторанов, предлагающих посетителям высококачественный продукт. Требования к таким заведениям достаточно высоки. Возьмем, к примеру, Японию, где разработана специальная программа на государственном уровне, подтверждающая уровень ресторана и качество блюд японской кухни. Подобное отношение к делу поднимает имидж, как самих заведений питания, как и индустрии туризма в определенной стране. Рынок предприятий питания при этом заметно расширяется не только за счет гостей, вырастает приток и местных жителей.
В ресторанах подобного уровня обслуживающий персонал, обычно, неплохо владеет иностранными языками. И в первую очередь, это официанты, которые описывают фирменные блюда заведения, играя, по сути, роль своеобразных кулинарных экскурсоводов. Важно и само оформление меню, ведь нередко кулинарные туристы при посещении ресторана оставляют себе на память подобный сувенир. Зачастую поездки с целью ознакомления с кулинарными изысками носят кратковременный характер. За пару дней турист способен составить впечатление о национальной кухне. Но бывают и длительные туры, где проходит более глубокое знакомство с проведением мастер-классов при участии лучших поваров.
Очень часто знакомство с фирменными национальными блюдами сопровождается употреблением местных напитков – пива, водки, вина, с дальнейшим посещением дегустационных залов и предприятий, где можно приобрести данную продукцию. Благодаря такой популяризации отрасли, идет продвижение не только отдельных городов, но и страны в целом. И если ожидания туриста будут обмануты, это может привести к потере репутации, а значит, и рынка. Многие туристические компании понимают и ценят потенциал данной рыночной ниши и необходимость качественного подхода к такой важной составляющей экономики любой страны, как кулинарный туризм.
Михаил Воронцов