В последнее время пассажиры довольно часто становятся заложниками недобросовестных авиакомпаний, которые задерживают вылет, при этом мало заботясь о своих клиентах.
Правила ужесточаются
Теперь ответственность за подобные действия ужесточается, и штрафы за задержку рейса, порчу или потерю имущества, гибель или ущерб здоровью пассажира увеличиваются в разы. В России вступает в силу Монреальская конвенция, согласно которой даже за обычную задержку вылета, чартерного или регулярного, с перевозчика будет взыскан штраф 390 тыс. рублей. Ранее эта сумма была менее половины цены авиабилета. По прогнозам экспертов, в связи с нововведениями, суды будут завалены исками, в результате которых некоторым авиакомпаниям будет угрожать разорение.
Стоит отметить, что нововведения касаются перевозок только по международным линиям, а штрафы начисляются не в рублях, евро или долларах, а так называемых правах заимствования, специальных единицах СПЗ. В Международном валютном фонде это особое платежное средство, являющееся условной единицей, курс которого каждый день складывается с учетом торгов на валютной бирже. Например, в середине сентября 1 СПЗ был равен 82,05 руб.
Перевозчик может стать банкротом
Каков же будет механизм работы новых правил? Давайте рассмотрим самое популярное, довольно часто встречающееся нарушение – задержку вылета. Нескольким тысячам пассажиров надолго запомнятся часы и дни, проведенные в аэропортах, в связи с деятельностью такой крупной авиакомпании, как «ВИМ-Авиа», занимавшей на рынке 15 % всех чартерных перевозок. Для одной авиакомпании это немало, к тому же, таких недорогих цен на билеты не было ни у одного перевозчика, действующего на отечественном рынке. Количество туристов за первое полугодие 2017 года, в сравнении с 2016-м годом, увеличилось на 31 % и достигло 1,8 миллиона пассажиров. На прошлой неделе в «ВИМ-Авиа» начались серьезные сбои в работе из-за долгов за топливо, в результате чего было задержано 14 рейсов из Москвы в самых различных направлениях, а также вылеты туристов с курортов.
«ВИМ-Авиа» старалась решить проблему, до последнего продавая авиабилеты, но, к сожалению, ситуация оставалась неблагополучной. Кроме того, у компании росли и долги по заработной плате сотрудникам, превысившие 206 миллионов рублей. Прокуратурой была организована проверка, а также возбуждены административные дела в связи с нарушениями правил перелетов. О мизерных штрафах перевозчики, в связи с новыми правилами, могут забыть. Теперь «ВИМ-Авиа» грозит банкротство, если она не получит поддержку от государства. В 2015 году это уже случилось с крупнейшей авиакомпанией «Трансаэро».
Проблемные рейсы
После вступления в действие Монреальской конвенции авиакомпанию, нарушившую правила перевозок пассажиров, будет нетрудно разорить. Только на «Боинге-777» установлено 403 кресла. И если пассажиры одного лишь рейса подадут коллективную жалобу, сумма иска может составить около 160 миллионов рублей. Это довольно ощутимый удар для любой авиакомпании. А ведь проблемные рейсы могут быть не единичными. Надо сказать, что в связи с новыми правилами, активизируется и юридический рынок, который будет предлагать свои услуги и даже отслеживать подобные инциденты с авиаперевозчиками. Ведь юристы будут иметь неплохой процент с выигранных дел.
Как это работает
Если перевозчик потерял багаж, то претензии пассажир может предъявить в течение 18 месяцев, после того, когда вещи должны были оказаться в назначенном пункте. Компания рассматривает претензию 30 дней и уведомляет о своем решении заявителя. Если клиент недоволен, он может обратиться в суд. Не исключено, что авиакомпании сделают попытку снять ответственность, обвинив в произошедшем аэропортовские службы. Но это неверно, поскольку именно перевозчик, согласно договору, которым и является билет, ответственен за доставку багажа. И только после компенсации пассажиру, авиакомпания может предъявить иск аэропорту, если вина лежит на нем.
Если человек приобрел турпакет, в который входит гостиница, чартер, экскурсии и трансфер, то авиакомпания может отказать в компенсации, отослав пассажира к туроператору за возмещением ущерба. Поэтому, чтобы номер не прошел, следует при приобретении турпакета проездные документы требовать отдельно. Предоставить их вам обязаны. Любое нарушение ваших прав в аэропорту нужно фиксировать. Для этого в офисе компании или на стойке регистрации в проездном документе ставится отметка о причине и времени задержки рейса. При отказе сотрудника это сделать, запишите его должность и фамилию, снимите видео и позвоните в Росавиацию и центральный офис, а также подключите других пассажиров для подписи заявления, чтобы доказать в суде факт нарушения.
Обращение в суд
Задержка вылета более двух часов уже обязывает компанию предоставить пассажирам прохладительные напитки. При задержке более четырех часов пассажиры получают горячее питание. Если задержка составляет больше восьми часов, а время позднее, авиакомпания должна расселить пассажиров в отеле. Кроме того, багаж размещается бесплатно в камере хранения и организуется доставка пассажиров в гостиницу и обратно. Если вы самостоятельно несете данные расходы, сохраняйте чеки. Подавать иски в суд по новым правилам можно было уже с 21 августа, хотя законодательно еще не все синхронизировано. В скором времени Минтранс разработает нормативы, согласно которым пропишет суммы штрафов за каждое конкретное нарушение.
Благодаря присоединению России к Монреальской конвенции, теперь интересы пассажиров поставлены выше интересов авиакомпаний. До этого наши туристы находились в довольно унизительном состоянии, а претензии удовлетворялись только в отношении иностранцев. Теперь эта дискриминация устранена, и российские граждане не будут чувствовать себя людьми второго сорта, летающими на международных рейсах. Многие беспокоятся, не приведет ли к росту цен подобное ужесточение к деятельности авиакомпаний. Но при достаточно высокой конкуренции среди перевозчиков, об этом можно не волноваться. Кроме того, перевозчики застрахованы на случай катастрофы, потери багажа или задержки вылета. Отсюда авиакомпании и берут средства для выплат пассажирам. Поэтому, теперь вы можете смело заявлять о нарушении своих прав и бороться за них в законном порядке.
Михаил Воронцов