Северный Кавказ в античности получил название "горы языков", что подчеркивает не только разноязычность коренного населения региона, однако и его полиэтничность.
Когда на заре истории человечества все Северо-Кавказские племена были язычниками, то уже спустя некоторое время они уступили место христианству и исламу.
Кроме того, некоторые люди, которые жили в регионе в различное время, хазары и еврейские горцы, были основателями других религиозных направлений: иудаизм, буддизм. Поэтому Северный Кавказ, кроме остального, был также поликонфессиональным регионом.
Живя бок о бок на протяжении многих столетий, они не могли не общаться. Это общение не заключалось в обычном обмене излишками продуктов (хотя, скорее всего, с этого все и начиналось). Деловые контакты между людьми часто перерастали в дружелюбные, вплоть до взаимных обменов.
Но самое главное в целом то, что, идентифицируя друг друга, люди увидели, кроме отличий, много чего общего во взглядах на жизнь, и перенимали полезные экономические навыки друг у друга, делились своим опытом.
Абазины, которые расселились вместе с черкесами на склонах Кавказских гор после миграции с черноморского побережья, переняли много элементов экономической культуры жизнеобеспечения адыгеев. Это воздействовало на словарную композицию абазинского языка, который был значительно обогащен благодаря заимствованным адыгейским словам и выражениям.
Яркий пример старых, длительных взаимных контактов, взаимоотношений - русские народы и население Северного Кавказа. Исследователи письменных источников, которые сохранились на тему русско-северокавказских отношений, утверждают, что традиции Северного Кавказа имеют корни в отдаленном прошлом. Как показывают древние тексты, в IX-XII веках русские объединились с жителями Северного Кавказа. С того времени между Россией и Северным Кавказом начала развиваться торговля.
В XVI-XVIII веках торговые отношения активизировались, и в IX веке торговля была сконцентрирована в основном на обмене. Главной вещью торговли во все времена была, естественно, соль. Ко второстепенным предметам торговли относились: сахар, чай, кофе, свечи, пряности, ткани, шелк, бумага, сафьян, зеркала, оружие, чугунные котлы, медь и деревянная посуда, самовары. Главным предметом, который принесли адыгейцы, были лесоматериалы.
Традиции русских и местных жителей воздействовали на изменение вида аккомодации Северного Кавказа. Особенно это стало заметно в IX веке. Интересно описание дома Кабардинского князя Муцала: его разрушенный особняк был построен в русской манере, украшен шелком и стеганными одеялами, хотя в то же время вдоль стен - восточными коврами.